Третейский суд при «Сибирской Энергетической Ассоциации»

С учетом специфики деятельности членов Ассоциации и их контрагентов, Советом СЭА было принято решение о создании Третейского суда. Соответствующими специалистами на основе федерального законодательства были разработаны Положение о Третейском суде, Регламент Третейского суда, Положение о третейских сборах, текст третейской оговорки.

В настоящее время получено согласие на исполнение должности третейского судьи более чем от сорока кандидатов представленных членами Ассоциации, а документы, регламентирующие деятельность суда, предполагается утвердить в первой декаде ноября 2007 года Советом Ассоциации, после чего суд вправе будет начать работу. Что такое третейский суд?

В России, как и в большинстве стран мира, принято выделять три основных порядка разрешения споров: судебный, досудебный и внесудебный. К первому из них относится традиционное обращение лица, права которого нарушены, с соответствующим требованием в суд общей юрисдикции или арбитражный суд (в соответствии с подведомственностью.

При досудебном порядке разрешения споров стороны самостоятельно разрешают возникший между ними конфликт, без обращения к какой-либо третьей стороне и предоставления ей полномочий по итоговому разрешению спора. К таковым можно отнести переговоры сторон, обмен письмами, претензиями и т.д.

Наконец, при внесудебном порядке стороны передают спор на рассмотрение третьей независимой стороне, которая не является органом государственной власти, однако решения которой они обязуются добровольно исполнять. Такая третья сторона и является третейским судом.

Третейские суды, в свою очередь, бывают двух видов. Во-первых, стороны конкретного гражданского правоотношения могут передать существующий и предполагаемый в будущем спор на разрешение специально созданного для этого третейского суда, т.н. третейского суда для разрешения конкретного спора (ad hoc). После рассмотрения соответствующего спора такой суд прекращает свое существование.

Во-вторых, третейский суд может быть создан на постоянной основе (постоянно действующий третейский суд). Данный третейский суд вправе рассматривать любые споры в соответствии со своей компетенцией при наличии соответствующего обращения заинтересованного лица.

Следует отметить, что действующее законодательство, предполагая, прежде всего, добровольный характер исполнения решений третейских судов, тем не менее, оставляет возможность применения государственной системы принудительного исполнения таких решений.

Лицо, подписавшее третейское соглашение или давшее согласие на включение третейской оговорки в текст договора, впоследствии не может отказаться от рассмотрения спора в третейском суде, а равно и от исполнения решения данного суда.


История третейских судов в России.

Отсутствие широкой практики обращения спорящих сторон к процедуре третейского разбирательства зачастую обуславливает мнение, что третейские суды являются некой новеллой законодательства современной России.

Между тем, первые упоминания о третейских судах в России относятся к XII веку. В летописях этого периода содержаться сведения о суде посредников, частных лиц, рассмотрение спора которыми предшествовало суду государственной (общественной) власти.

Государственную поддержку и законодательное закрепление третейские суды получили с середины XVI века. А в Соборном Уложении 1649 г. была законодательно закреплена сила третейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейский суд по обоюдному соглашению с другой стороной. Во второй половине XVII века институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства.

В период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру их создания и порядок функционирования.

Многообразие нормативных актов требовало унификации и 15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. С этого времени и до судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п.

В советский период деятельность третейских судов не прекратила свое существование. Так, соответствующие нормы содержались в Декрете о суде 24 ноября 1917г., Гражданских процессуальных кодексах 1922 и 1924 годов. В дальнейшем нормы о третейском разбирательстве содержались в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.), Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (1964 г.) и ряде иных нормативных актах. Однако широкую популярность третейские суды в советский период так и не получили.

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось принятием Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров и Закона «О международном коммерческом арбитраже». Третейские суды стали создаваться по всей стране при самых разнообразных организациях: торгово-промышленных палатах субъектов РФ, биржах, ассоциациях, объединениях и т.п. В настоящее время деятельность третейских судов подчинена Федеральному Закону «О третейских судах Российской Федерации».


© 2007—2013«Сибирская Энергетическая Ассоциация»
Контактная информация
Rambler's Top100